Siberian-Asian Academic Resource Centre
Centre of Oriental Manuscripts and Xylographs of IMBT
About the Centre Personalia Авторизация
RESOURCES

PROJECTS

Цугольский

Цугольский :
Цугилинский
:
:1801
Агинское

Цугольский дацан основан в 1826 г. бурятскими родами харгана, хуацай и галзут. Первоначально он существовал как войлочный дуган “близ хребта Урдунуй”, затем после ходатайства 1826 г. и разрешения начальника Нерчинского округа от 1827 г. были построены деревянные здания главного дугана (1827 г.), сумэ Найдан (1827 г.), в 1931 г. сумэ Майдари, Дэмчок, Гунриг. Из них родовыми аймачными сумэ были: сумэ Найдан и Дэмчок - зуун харгана, сумэ Гунриг - зуун хуацай, сумэ Махагала - галзут. Далее формируются дуганы, общие для всего прихода. Таким общим сумэ, кромецокчен-дугана, первоначально являлся Майдари дуган, основанный в 1831 г.

В архиве РГИА (ф. 821, оп. 133, д. 398) имеется чертеж 1854 г. цокчен-дугана Цугольского дацана - первого стационарного здания - это “трехглавое” здание, квадратное в основании. Если не считать квадратные башенки глав с окнами, основной корпус является одноэтажным. Вместе с тем есть сведения о том, что с 1831 по 1836 гг. шла постройка трехэтажного деревянного здания, на хурал освящения которого собралось более 200 лам и 3 тысяч прихожан. Как выглядело это здание неизвестно, неясно также чему соответствовал чертеж РГИА от 1854 г. - неосуществленному проекту или реально существовавшему зданию?

С середины 50-х годов по 1864 г. велась переписка о строительстве каменного здания цокчен-дугана. В 1864 г. генерал-губернатор разрешил постройку дугана по чертежу, утвержденному в этом же году. Строительство было завершено в 1869 г., но в 1887 г. дацан сгорел, от него остались только каменные стены. В 1889 г. здание было восстановлено “на остатках каменного основания”, как говорил Б. Барадин. Строителем сгоревшего и восстановленного цокчен-дугана был шанзодба Шойбон Намсараев. Сравнение чертежа 1854 г. с фотографиями дацана, снятыми в начале XX в. показывает идентичность конструкции. С 90-х годов в цокчен-дугане проводились перестройки, обновление, капитальные ремонтные работы, которые датируются 1893 и 1914-1914 гг.

Общеприходскими храмами, кроме цокчен-дугана, были сумэ Майдари, дуганы цаннит-дацана и манба-дацана.

Философская школа чойра или цаннит была основана в 1845 г, но первоначально не имела специального здания, занятия проходили в аймачном сумэ Найдан, основанном в 1827 г. Строительство специального здания чойра-дацана было утверждено в 1897 г.

В архиве РГИА имеются три утвержденных чертежа сумэ Аюши, датированных 1897, 1901 и 1910 г. Из них чертежи 1901 и 1910 г. скорее всего относятся к аймачному сумэ Аюши рода барун-харгана. Чертеж 1897 г. изображает квадратное одноэтажное здание типичной конфигурации для школ чойра других бурятских дацанов. Кроме того, этот чертеж соответствует современной фотографии, но в основании это здание, представляет собой вытянутый прямоугольник - не квадрат.

Майдари-дуган располагался севернее главного храма, приблизительно на одной линии с цаннит-дацаном. Первоначально дуган был построен в 1831 г., постройка нового здания была разрешена в 1897 г., по этому утвержденному проекту выстроено двухэтажное здание на каменном фундаменте с железной крышей.

Манба-дуган - каменное двухэтажное здание. История его основания длительная и неясная. В 1866 г. цугольцам не разрешили построить “молитвенный дом во имя бога Оточи”, но, вероятно, оно было все-таки построено и оформлено в 1877 г. как дар агинского тайши Тугултура Тобоева “на помин души своего сына - ламы Цугольского дацана” Г.-Ж. Тугултурова. Здание было сырым, поэтому ламы ходатайствовали разрешить им сделать деревянный пристрой. Проект датирован 1914 г., но здание было фактически построено раньше официального разрешения.

В конце XIX в. перестраиваются аймачные сумэ Дэмчок, Гунриг, в 1913 г. род галзут основал свое аймачное сумэ Махагала. В 1911 г. построено сумэ Арьябало для хурала маани.

| Агинский |
Bookstore of the Centre of Oriental Manuscripts and Xylographs



Буриад судлал. II боть, № 2 (002).


Рандалов Ю.Б., Дашибалова И.Н.
Детские дошкольные образовательные учреждения и проблемы возрождения национального языка в Республике Бурятия (опыт социологического анализа).


Галзут Тубшиннима.
История происхождения баргутов. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского научного центра СО РАН, 2008. 188 стр.

Full book list ->
About the Centre Personalia Авторизация
Copyright © 2002-2009 Олег Ринчинов

© Все права сохранены. Страницы этого веб-сайта могут быть свободно связаны с другими веб-страницами. Содержание не подлежит повторному изданию, изменению без особого разрешения. Сайт находится в стадии разработки, поэтому любая информация может быть неполна или неточна. Мы приглашаем Вас присоединиться к выполнению нашего проекта.

Rambler's Top100