Siberian-Asian Academic Resource Centre
Centre of Oriental Manuscripts and Xylographs of IMBT
About the Centre Personalia Авторизация
RESOURCES

PROJECTS

Гусиноозерский

:
Хамбинский, Хулуннорский, Тамчинский
:
:1758
Селенгинское

Гусиноозерский дацан был расположен в Тамчинской степи на юго-западном берегу Гусиного озера, поэтому второе его название – Тамчинский. В связи с прокладкой железной дороги Улан-Удэ - Наушки - Улан-Батор в 30-х гг. XX в. рядом с дацаном возникла станция Гусиное озеро. Вскоре вокруг нее разросся поселок. Деревянные сооружения Гусиноозерского дацана были сравнительно недолговечны, поэтому неоднократно заменялись и перестраивались, кроме того из-за изменения положения и размеров Гусиного озера дацан три раза переносился на новое место.

Возникновение буддийского религиозного центра у Гусиного озера было закономерным - молельни часто устраивались у источников, на берегах рек и озер. Противоречивы сведения о дате основания Гусиноозерского дацана. Его основатель Жимба Ахалдаев, вероятно был сыном того Ахалдая, который вместе с Буддой возглавлял группу хатагинов, в 1720-х гг. (по материалам А.М. Позднеева в 1718 г.) прикочевавших в Забайкалье из Сайн-нойон-хановского аймака Монголии. Жимба Ахалдаев вскоре приобрел сильное влияние среди окрестного населения. Его кумирня, построенная в 1741 г., представляла собой большую войлочную юрту. Первый деревянный храм Даши Гандан Даржай-лин появляется у Гусиного озера в 1750 г. Это было первое стационарное здание бурятского культового зодчества. В 1758 г. рядом с ним, как отмечал Н. Кириллов, построили еще два малых храма, в 1759 г. – еще один, а в 1765 г. – два. Эти сведения, обобщенные Н. Кирилловым, расходятся с описанием дацана, сделанным академиком П. С. Палласом, посетившим монастырь в 1772 г. По описанию П.С. Палласа, комплекс состоял из главного двухэтажного храма и четырех малых. Дацан располагался на южном берегу озера, и был построен на средства монгольских родов Хатагин и Подгородный и был размером примерно в пять квадратных саженей. В интерьере первого этажа храма, сообщал академик, нижняя часть стен была украшена изображениями наиболее почитаемых божеств. В небольшой часовне верхнего этажа висела картина бога Окин-Тенгри, а по праздникам – и других божеств. Внутреннее убранство храма в то время было скромным и состояло преимущественно из рисованных на материи икон, развешанных на стенах и между колонами, скульптура была представлена несколькими мелкими статуэтками.

В период между 1790 г. и 1820 г. произошла замена существовавшего ранее сравнительно небольшого здания на более крупное. Вероятно, это было связано с тем, что соперничество между Цонгольским и Гусиноозерским дацанами, длившееся около 50 лет, завершилось в пользу последнего. Именно тогда, в 1783 г., Гусиноозерский дацан стал резиденцией официального главы буддийского духовенства дацанов, расположенных по левой стороне р. Селенги, а с 1809 г. ему были подчинены и все остальные бурятские ламаистские монастыри.

Главный храм и 16 сумэ окружали деревянные ограды. Свыше 80 лам проживало в домиках и юртах рядом с дацаном. Наиболее богатые ламы жили в деревянных добротных домах. Дом Хамбо-ламы, по свидетельству А. Кастрена, представлял собой нечто похожее на небольшой двухэтажный храм. По сведениям И. Сиверса, к 1790 г. всего было девять храмов, построенных в тибетском вкусе.

К 1858 г. иерархи монастыря решили соорудить каменный главный храм взамен деревянного. Очевидно, в этом отразилось стремление поднять значение дацана, который, хотя и был резиденцией главы буддистов Восточной Сибири, но по размерам и богатству архитектуры не выделялся среди других дацанов. В том же году генерал-губернатор Восточной Сибири на основании ходатайства лам обратился в МВД с просьбой разрешить постройку нового здания Гусиноозерского дацана на деньги, добровольно пожертвованные прихожанами.

Разрешение на строительство нового главного храма было дано без особого промедления в том же году . Работы начались, по-видимому, сразу же. По сведениям Б. Барадийна, мастерами были местные буряты, под руководством русского мастера Воронина, мещанина г. Селенгинска. В некоторых документах указывается, что строительство завершилось в 1870 г. Однако работы по отделке главного храма и реконструкции всего комплекса продолжались еще долго. Вслед за главным постепенно были заменены все 17 малых храмов (позже их стало 18).

Этот процесс постепенного обновления и изменения был характерным для бурятских монастырей. Здания в соответствии с менявшимися вкусами приобретали новый архитектурный облик. Поскольку бурятский буддийский монастырь – это совокупность храмовых и жилых зданий, то постепенно изменялся и разрастался весь комплекс. К началу XX в, Гусиноозерский дацан был большим поселком с правильной сеткой улиц. Ядром его планировочной структуры являлся прямоугольник двора главного храма (60 х 70 саженей). Последний возвышался в центре полихромным массивом пирамидально-уступчатого силуэта, завершенным золочеными украшениями. Его окружали семь малых храмов (сумэ, дуганов) и до десятка вспомогательных зданий типа русских изб. Среди них выделялся двухъярусный храм Майдари. В нем помещалась громадная, высотою в 6 саженей, позолоченная скульптура бодисатвы Майдари (санскр. Майтрейя), выполненная из дерева бурятскими мастерами.

Из 18 храмов дацана вторым по величине был храм Чойры, размещавшийся в отдельном дворе западнее центрального комплекса. Другие храмы образовывали в общей прямоугольной сетке улиц местные композиционные узлы, выделялись объемом, архитектурой и цветом среди скромной жилой застройки. Упорядоченность размещения малых храмов относительно главного как внутри ограды центрального комплекса, так и среди кварталов поселка свидетельствует о том, что при этом руководствовались одним из аспектов концепции мандала, часто встречающимся в тибетской иконописи. Взаиморасположение храмов символизирует неразрывность центральной единой сущности с порожденной ею путем эманации множественностью и неизбежность возврата к первоначальному состоянию.

В 1903 г. в монастыре насчитывалось около 300 домов. При дацане из 900 лам постоянно жили лишь 500. В обычное время в поселке проживало до 800 монахов и мирян.

Дацан начал приходить в упадок с 1930 г.

23 июля 1934 года в Гусиноозерском дацане был проведен хурал “Цам”, который проводился здесь каждый год. В это время в Гусиноозерском дацане находилось 83 ламы, из них только 45 могли участвовать в проведении цама, потому что остальные были больны или стары. Пришлось приглашать лам из Иройского дацана для его проведения. Причем, в силу того, что в цаме должны были участвовать 13 детей моложе 20 лет, а их не могли найти, эти “маски” на цаме не появились.

В том году на цам-хурал из сельских местностей прибыло очень мало верующих, не более 150 человек, большинство из них - жители близлежащих селений. Причем это были в основном служащие и приехавшие из Верхнеудинска, специально приглашенные, чтобы посмотреть “Цам”. Подношения, которые были сделаны верующими во время этого цам хурала, составили в деньгах 1 руб. 95 коп.

В 1957 г. были начаты реставрационные работы. К 1963 г. удалось восстановить четыре храма. Из 22 сумэ Гусиноозерского дацана сохранилось всего 2 дугана. Деважан сумэ был вывезен из дацана в 1970-е годы, сейчас находится на территории Этнографического музея в г. Улан-Удэ (на Верхней Березовке). Аюшин сумэ был разобран и вывезен в музей г. Новосибирска, где на протяжении 15 лет находился в бездействии, сегодня он восстановлен.. На месте остались два сооружения комплекса: Цогчин-дуган и Чойра-дуган.

| Аракиретский | Ацайский | Булакский | Бультумурский | Бургалтаевский | Гыгетуевский | Джидинский | Загустайский | Иройский | Кударинский | Сартольский | Учотуевский | Цонгольский | Янгажинский |
Bookstore of the Centre of Oriental Manuscripts and Xylographs



Буриад судлал. II боть, № 2 (002).


Рандалов Ю.Б., Дашибалова И.Н.
Детские дошкольные образовательные учреждения и проблемы возрождения национального языка в Республике Бурятия (опыт социологического анализа).


Галзут Тубшиннима.
История происхождения баргутов. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского научного центра СО РАН, 2008. 188 стр.

Full book list ->
About the Centre Personalia Авторизация
Copyright © 2002-2009 Олег Ринчинов

© Все права сохранены. Страницы этого веб-сайта могут быть свободно связаны с другими веб-страницами. Содержание не подлежит повторному изданию, изменению без особого разрешения. Сайт находится в стадии разработки, поэтому любая информация может быть неполна или неточна. Мы приглашаем Вас присоединиться к выполнению нашего проекта.

Rambler's Top100